
Как обычно, мнения по поводу запрета разделились: одни посчитали это ущемлением прав предпринимателей, но большая часть горожан вздохнула с облегчением. Ведь точки по продаже разливного пива, так называемые «на-ливайки», давно уже стали не просто магазинами, а целым социальным явлением. И явлением отнюдь не однозначным.
ЗАКОН И МОРАЛЬ
С формальной точки зрения, торговля пивом, да и любым другим легальным алкоголем, такой же бизнес, как и все остальные. Но как к основному предмету одежды подбирают оттеняющие его аксессуары, так и к пиву, продаваемому в «наливайках», есть множество дополнений, порой, не хороших. Самое распространенное - мусор: пустые пластиковые бутылки, упаковки от чипсов, орешков и прочей пивной закуски. Второй момент -подавляющее большинство посетителей таких точек продажи воспринимают пиво не как вкусный напиток, который можно со смаком дегустировать небольшими порциями, а как возможность не очень дорого напиться. Именно об этом говорят размеры предпочитаемой покупателями тары. Добавим сюда и шумные компании любителей пенного напитка. Купить и выпить пару литров пива и психологически, и финансово проще, чем выпить полбутылки водки. А количество алкоголя в крови будет не сильно отличаться.
НОВОЕ ВРЕМЯ, НОВЫЙ ВЫЗОВ
Неудивительно, что в социальных сетях раздались возгласы, что запрет работы «наливаек» это «сухой закон лайт», а борьба с коранавирусом лишь предлог. Но эти домыслы опроверг лично Михаил Ведерников в прямом эфире итоговой программы Стаса Натанзона на канале «Россия 24». Он подчеркнул, что запрет работы «наливаек» — это не антиалкогольная кампания, псковичи в самоизоляции стали пить меньше. Губернатор обратил внимание на то, что горожане указывают на несоблюдение карантинных мер в «наливайках». Михаил Ведерников напомнил, что Федеральное Собрание одобрило проект закона, который даст право региональным властям самостоятельно решать, на каких условиях эти заведения смогут (или не смогут) работать в регионах.
Со своей стороны добавим, что несоблюдение карантинных норм - это компании молодых и не очень людей «под градусом», толпящихся в торговой точке. Естественно, все они без масок, маски же денег стоят, тогда на «пенное» не хватит. То, что «корона» - это не сорт пива (а такой сорт действительно есть), а сленговое название Covid-19, такие компании не очень волнует. И снижение социальной напряжённости в результате запрета на «наливайки» - приятный побочный эффект.
Впрочем, не исключаем, что торговцы «пенным» в розлив будут искать возможность обойти запреты. «Псковская провинция» будет следить за этим.
МНЕНИЯ ПСКОВИЧЕЙ
Бывшая работница «наливайки» (девушка недавно уволилась из заведения, но всё равно попросила не называть своего настоящего имени):
- Конечно, работа эта выгодная, клиенты всегда будут. Но ведь это не товар первой необходимости, не хлеб. Я сколько работала, всегда думала, что торгую тем самым «зелёным змием». И мысль о том, что я делаю что-то не совсем хорошее, у меня была. А с началом пандемии так совсем страшно стало, люди во хмелю смелые, никаких масок не носят и мер предосторожности не соблюдают.
Пскович Иван Г., менеджер по продажам:
- Я не любитель именно сетевых пивных точек. Я люблю пиво, но предпочитаю поддержать рублём местные, локальные пивоварни. А то, что в «наливайках» продают, не сильно отличается по качеству от бутылочного пива в супермаркетах. Так что для ценителей вкуса напитка, вроде меня, запрет таких точек огорчением не станет. Кроме того, размещение их в жилых домах снижает привлекательность недвижимости. Кому охота жить рядом с «пивнухой»? Ну, конечно, кроме её посетителей.
Ольга Б., фрилансер:
- Под нашим окном, в соседнем доме был «пивной бар», по факту - точка торговли пивом в розлив. Пара столиков там была, чтоб де-юре это за кафе считалось. Ближе к вечеру никакого телевизора не надо, сиди и смотри за пьяным посетителями. То драки, то примирения, то любовные драмы. Полиция не раз приезжала. Когда этот псевдо-бар закрылся, все вздохнули с облегчением.
Константин КОЗЛОВСКИИ.
province@pskovline.ru