
ПСКОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ГАРНИЗОН
Перед Советско-финляндской войной на территории региона, если рассматривать его в границах нынешней территории, дислоцировались 56-я Московская стрелковая дивизия (Шабаны, Филатово, а также Порхов, Остров), 25-я мотокавалерийская дивизия (Псков, в районе современных улиц Шостака, Маргелова), 35-я танковая бригада (Порхов), гаубичный тяжелый дивизион 203-мм Сталинских кувалд (Череха), 75-я стрелковая дивизия (Остров), 155-я стрелковая дивизия (Опочка). Также в книге рассказывается о 43-й стрелковой дивизии, уходившей на войну из Ленинграда, но ещё в 20-30-е годы (Великие Луки, Идрица, Невель, Себеж).
Рассматривая мирные будни военных, Сергей Бирюк подробно рассказывает о быте и военной подготовке. Мирные будни псковских военных в 20-30-е годы складывались типично для советского времени - манёвры (учения), московские проверки, парады, помощь народному хозяйству - сбор урожая, участие в строительстве фабрик и заводов. При этом, к примеру, на долгое время растянулось обустройство 56-й Московской стрелковой дивизии и её военного городка. Призывавшаяся в дивизию на краткосрочные курсы молодежь занималась большей частью хозработами, нежели обучением. Отчёты московских проверок свидетельствуют о неудовлетворительной боевой подготовке пехотинцев. В 30-е годы денег на армию стали выделять больше - шло перевооружение, полки 56-й дивизии становились кадровыми. Её численность в мирное время (перед советско-финской войной) составила 9 тыс. человек.
C ПОБЕДОНОСНЫМ НАСТРОЕНИЕМ
Командование советских войск хотело псковскими дивизиями поддержать действия наших войск в Карелии. Им предстояло перерезать территорию Финляндии на две части и выйти в обход Ладожского озера в тыл финским войскам, защищающим «Линию Маннергейма». Уже в ходе войны псковичам поставили задачу деблокировать 18-ю и 168 -ю дивизии, попавшие в окружение - финны разделили их на «котлы» и держали под огнем. Входили наши дивизии в Финляндию с победными настроениями.
- Мы, кадровые младшие офицеры, были воспитаны на Ворошиловских победах: испанских событиях, боях на Амуре с японскими самураями на озере Хасан, у реки Халкин-Гол. Поход в Прибалтику тоже внушал оптимизм, - вспоминает дивизионный санинструктор Михаил Марков. - Полагали - победа достанется легко и молниеносно. Думали, что финское население встретит доброжелательно, по-братски. Однако моральное состояние финской армии, несмотря на классовое различие между солдатами и офицерами, участие молодых возрастов, оказалось устойчивым. Первые удачные для финнов бои дали им уверенность.
НАШИМ - ПОВЕЗЛО
Переброска войск пришлась на конец сентября - начало октября. 30 ноября 1939-го Красная Армия перешла границу и направилась вглубь Финляндии. По одной дороге иногда двигались сразу две дивизии. На собственной же территории пришлось настилать гать - свои дороги оказались непроезжими. Из-за перегруженности войсками и техникой возникали пробки. Должная разведка отсутствовала. Враг усиленно обстреливал колонну - доходило до паники.
Финские батальоны, сдерживающие натиск псковских дивизий, оставили оборонительный рубеж на границе, отошли и закрепились в районе станции Лоймола. На этом месте и провоевала всю войну 56-я дивизия, начиная с 30 ноября по 13 марта. Финны попытались окружить её - наши отбили все атаки. 56-я дивизия тоже пыталась окружить финнов - не удалось. Взять станцию Лоймола так и не смогли.
Совершено не готовой к войне оказалась 25-я мотокавалерийская дивизия. В условиях сопок, большого количества валунов и валежника в лесах кавалерия оказалась бесполезной. Пришлось снять кавалеристов «с лошадей» и поставить «на лыжи». Псковичей в ней служило мало. На срочную службу в эту дивизию призывались уроженцы Кавказа и Средней Азии. Они были хорошими всадниками, однако ни малейшего понятия не имели о лыжах... Зато финны активно перемещались на лыжах по метровому снегу. В итоге финский лыжный батальон в течение нескольких месяцев сдерживал целую кавалерийскую дивизию, да еще и пытался её окружить. Оказалось, что наши пулеметы «Максим» и Дегтярева банально проваливались в сугробах. Одолеть финнов с винтовками не получилось. В итоге кавалеристы - лыжники тоже понесли огромные потери.
И всё же псковским дивизиям повезло - их финны не смогли окружить и разгромить, как это сделали с 18-й, 168й и 44-й дивизиями. Кстати, командира последней - Виноградова, бросившего дивизию, расстреляли перед строем.
ХЛЕБ - В КОСТЁР
- На построении лыжного батальона каждый получил Северный Ворошиловский паек на пять суток, - написал в своих мемуарах ветеран Константин Куликов. - За всю войну походных кухонь так и не появилось. На сутки бойцу полагалось 200 г бекона, 150 г сливочного масла, 150 г сахара, галеты и ржаные сухари, шкалик водки. Такое великолепие наблюдалось только в самом начале войны. Потом ржаные сухари, не замерзающие при любом морозе, пропали. Давали буханки черного хлеба, промерзающие настолько, что их не брал ни нож, ни топор, ни пила. Приходилось бросать в костер: верхняя корка сгорала, под ней оставалась оттаявшая мякоть, и её обгладывали.
Другой ветеран припомнил о том, что ударили северные морозы в 40-45 градусов, а бойцов не переодели вовремя в теплое обмундирование. Костры запрещали. Бойцы ослушивались и устраивали в блиндажах печурки. Ворошиловские 100 г водки не помогали. Это привело к обморожениям.
РАЗБОР «ПОЛЁТОВ»
27 - 28 апреля в Пскове прошла 28-я дивизионная партийная конференция 56-й дивизии. На ней подвели итоги войны. Отмечались: слабая подготовка мелких подразделений, слабое руководство младшими командирами подразделений, отсутствие дисциплинированности в бою, неподготовленность разведки. Констатировались по прибытию с фронта демобилизационные настроения у приписного состава: говорилось о 270 фактах самовольных отлучек и пьянства.
Вскоре псковские дивизии перебросили в Белоруссию - на укрепление западной границы, где они и встретили Великую Отечественную войну. Псковичей в них осталось мало - после финской кампании их демобилизовали. Псковские дивизии оказались разгромленными уже в первые месяцы войны в Белоруссии. Затем их сформировали заново. 25-ю мотокавалерийскую дивизию расформировали ещё летом 1940 года, ее подразделения вошли в 1-ю танковую дивизию. В 1941 году её части сражались за Кандалакшу, Петрозаводск, Ленинград. В сентябре 41-го остатки дивизии расформировали.
ЗАБЫТЫЕ ГЕРОИ
Единственное, что сегодня напоминает в Пскове о советско-финской войне - аншлаг на аллее Героев (площадь Победы) полковнику Г. Г. Скворцову - он поднял в атаку бойцов и погиб. Посмертно Г.Г. Скворцов удостоен звания Героя Советского Союза. Об этом человеке никто толком ничего не знает. Непопулярная война оказалась в тени Великой Отечественной. Хотя в Зимнюю войну псковичи тоже дрались стойко и совершали подвиги, несмотря на бездарность командования. Чего стоит только один её эпизод - единственный бой за всю войну с финскими танками. Тогда танкисты 35-й танковой бригады, не понеся потерь, уничтожили 4 танка.
ЦЕНА ПОБЕДЫ
- Красная Армия выполнила задачи советского правительства, но большой ценой, - подчеркнул автор книги Сергей Бирюк. - В Общероссийской «Книге Памяти Советско-финляндской войны 1939-1940» учтены 136303 человека, погибших в боях, умерших от ран и болезней, пропавших без вести или погибших в плену. Среди погибших 5257 наших земляков. Их имена и фамилии - в списках, опубликованных в 20-м, 21-м, 22-м и 23-м томах Книги Памяти Псковской области.
P.S. Презентация книги «Пехота Сталина в зимней войне. Обойти «Линию Маннергейма» состоится 17 апреля в 17.00 в историко-краеведческой библиотеке имени Василёва (Псков, Октябрьский пр-т, д. 19а).
Александр МИЛЬКА.
province@pskovline.ru
Фото автора, turvfinland.ru