
ПРЕДЫСТОРИЯ
О том, что бомбардировщик лежит в центре болота на восьмиметровой глубине в 12 километрах западнее Невеля, было известно давно. Восемь лет назад поисковики авиационной группы «След «Пантеры»» уже предпринимали попытку поднять боевую машину и останки экипажа. Не получилось, так как болото здесь «дышащее», переходящее в озеро. Сейчас озеро обмелело, что даёт поисковикам шанс.
Тогда же смогли поднять лишь хвост этого самолёта. Его передали в Казань, во Всероссийский центр поискового движения России, где энтузиасты по крупицам собирают Пе-2 из фрагментов аналогичных самолётов, найденных на местах боёв. Номерные агрегаты, в том числе двигатель, извлечь не получилось. Поэтому оставались неизвестными подробности последнего боя пикирующего бомбардировщика, а также судьба экипажа, состоявшего из лётчика, штурмана и стрелка-радиста. Не дожидаясь окончания подъёма самолёта, поисковики сделали запрос во Всероссийский исследовательский поисковый центр, располагающий подробнейшей информационной базой в отношении самолётов Пе-2. Очень быстро оттуда пришёл ответ.
ЭКИПАЖ САЗОНОВА
Речь идёт об экипаже Сазонова. В его состав входили: пилот, старший сержант Аркадий Петрович Сазонов (Созинов?) (1917 г.р., РСФСР, Кировская обл., Ленинский с/с, ст. Шабалино, к/з Динамовец. Призван Шабалинским РВК. Мать Анастасия Евстигнеевна); штурман, лейтенант Трофим (Тимофей?) Маркович Шаповалов (1913 г.р., УССР, Кировоградская обл., Златополь, ул. Перовского, д.7. Призван в 1937 году. Отец Марк Фёдорович, мать Александра Тимофеевна Цирюльник); стрелок-радист, сержант Виктор Кондратьевич Калиниченко (1918 или 1916, 1919 г.р., УССР, Киевская обл., Таращанский р-н, с/с Тараща, д. Боваун (Лукьяновка). Призван Таращанским РВК в 1939 году).
Они воевали во II-й эскадрилье II-го звена 202-го бомбардировочного авиаполка 263-й бомбардировочной авиационной дивизии 1-го авиационного бомбардировочного корпуса 3-й воздушной армии. Лётчикам-бомбардировщикам отводились следующие задачи: последовательными и массированными ударами изматывать противника, а именно уничтожать его живую силу и технику, содействовать войскам в прорыве обороны противника, в разгроме и ликвидации его группировок. Кроме того, уничтожать самолеты на аэродромах, разрушать железнодорожные узлы, станции и перегоны, вести борьбу с резервами, вести разведку.
ШЕСТЬ ИЗ ДЕВЯТИ
18 января 1943 года эскадрилья капитана Евгения Коняева в составе девяти самолетов Пе-2, под прикрытием пятерки истребителей Як-7, взлетела для нанесения бомбового удара по резервам противника в районе деревни Лешково. При подходе к району цели оказалось, что он закрыт облаками. Командир эскадрильи отдал приказ наносить удар по запасной цели - железнодорожной станции Чернозем. К ней подошли в боевом порядке «клин звеньев». Здесь бомбардировщиков ожидала шестерка немецких истребителей Хе-113. С ними завязали бой наши истребители прикрытия. Вскоре подошла другая группа в составе шести Хе-113 и перешла в атаку уже на девятку Пе-2. В результате ожесточённого воздушного боя было сбито два Хе-113, один из них истребителями, а другой штурманом Трофимом Шаповаловым. Из девяти самолетов Пе-2 не вернулись с боевого задания шесть.
В ТЕМУ
Опубликовано на страничке Кирилла Шляца в соцсетях:
"Второй месяц каждые выходные мы вместе с коллегами из «Гвоздики» с утра до вечера проводим время «на самолете». И с каждым днем результаты воодушевляют все больше! Пе-2 - это 5800 кг металла, длина корпуса более 12 метров и крылья размахом в 17 метров. Сейчас все это лежит в невообразимой мешанине рваного алюминия на глубине от 3 до 8 метров. И мы это все достаем. И достанем, сколько бы месяцев нам не понадобилось! А еще, когда кто-то спрашивает, достали ли мы самолет, невольно улыбаешься, представляя себе кучу рваного зеленого алюминия, а не ту гордую крылатую машину, которую в это время представляет себе твой собеседник. Да прибудет с нами поисковая удача!"
ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ
Горящий пикирующий бомбардировщик Пе-2 №19X104 (18104) упал в болото. Произошло это за считанные мгновенья, или экипаж пытался посадить машину на поле, нам теперь уже никогда не узнать. Штурман Трофим Шаповалов, вероятно, был убит, поэтому остался в самолёте. Пилот, старший сержант Аркадий Сазонов выпрыгнул с парашютом, оказавшись на оккупированной территории. В ближайшей деревне он попросил у местных жителей гражданскую одежду. Переоделся и ушёл в сторону линии фронта. Удалось ли ему перейти её - неизвестно. По всем документам он числится пропавшим без вести. А вот стрелку-радисту, сержанту Виктору Калиниченко повезло. Он сумел добраться до своих, продолжил службу в пехоте. Затем воевал стрелком в дальней авиации. Получил тяжёлое ранение, из-за которого лишился руки. Умер в 1993 году.
Что же касается остальных сбитых самолетов, то ни один из членов экипажей, погибших при выполнении этого задания, не был найден живым или мертвым. Все пропали бесследно. Через четыре дня после этого воздушного боя полк пополнился молодым летным составом в количестве девяти экипажей.
СТАТИСТИКА ВОЙНЫ
За время боевых действий на Калининском фронте с 24 ноября 1942 года по 20 февраля 1943 года 202-й бомбардировочный авиаполк произвел 188 боевых вылетов, сбросил около 100 тонн авиабомб. Уничтожил 117 автомашин, 112 танков и самоходных орудий, 5 складов с горючим и боеприпасами, около 15 артиллерийских и минометных батарей, до 40 огневых точек и 55 железнодорожных вагонов. Были разрушены железнодорожные пути на перегонах и станциях с прекращением движения на длительное время. Сбито 3 самолета Ме-109 и один Хе-113. За это время потери полка составили 11 самолетов Пе-2, 10 летчиков, 10 штурманов и 10 стрелков-радистов.
На юге Псковской области по сей день лежат в болотах, озерах и лесах около 10 советских бомбардировщиков, штурмовиков, истребителей времён Великой Отечественной войны. И это только те, о которых располагают информацией поисковики. А сколько на самом деле - не знает никто.
Александр МИЛЬКА.
province@pskovline.ru
Снимки представлены участниками поисковой организации «След пантеры».