
Нина Игнатьева родилась в Псковском районе, в деревне Пурьково. Советская страна тогда покончила с разрухой Гражданской войны, приступала к индустриализации, будущее казалось безоблачным. Маленькая Нина помогала родителям по хозяйству, её папа был председателем колхоза. Девчушка бегала в школу и не могла тогда знать, что окончить школу ей не суждено. В жизнь семьи, как и в жизнь всех жителей СССР 22 июня 1941 года вошло страшное слово «война».
УШЛИ В ПАРТИЗАНЫ
Фашисты заняли соседние деревни уже в первые месяцы войны. Часть жителей Пурьково ушла на фронт, другие, в том числе и старший брат Нины Валентин, в партизаны. В организации партизанского движения принимал участие Цаплинский сельсовет, местные партийные деятели.
Маленькая Нина Игнатьева запомнила, как в их доме по ночам проходили собрания: «Имён в памяти не осталось, помню, что заходили товарищи Киселёв и Челноков из местных комитетов ВКП(б)».
В самой деревне Пурьково солдат не было, но захватчики оставили свою администрацию и заставляли жителей ходить на работы в соседние населённые пункты. Например, возводить укрепления в окрестностях деревни Галковичи. Тех же, кто отказывался, могли и расстрелять. Но работу подневольные люди старались выполнять плохо, пользы врагам не приносить. Была твёрдая уверенность, что оккупантов скоро прогонят. Так и случилось, но немцы, чувствуя скорый конец, мстили напоследок. Однажды ночью, в начале лета 1944-го, партизаны пришли в Пурьково и увели всех жителей в лес. Утром в деревню нагрянули гитлеровцы и сожгли её.
Игнатьевы с односельчанами нашли приют в партизанских землянках. Позже, когда немцев прогнали, и советские войска двинулись дальше, к границам СССР, жители сожжённых деревень поселились в блиндажах, что остались после военных.
ЧЕСТНО И С САМООТДАЧЕЙ
Нина Петровна вспоминает: «После освобождения все воспряли духом. Трудности не пугали, мы знали, что теперь всё будет хорошо, отстроимся, восстановим и страну, и деревню».
Советская армия освобождала Европу, брала Берлин, а в русских деревнях женщины и дети сеяли озимые, пахали на себе, лошадей не было. За свои труды Нина Игнатьева получила статус труженика тыла. Потом работала в колхозе. Когда брат вернулся с войны и стал работать на машинно-тракторной станции в деревне Неёлово, переехала к нему. Там же познакомилась и с будущим мужем, он жил в деревне Пески. В браке родилось двое детей, сейчас у Нины Петровны двое внуков и один праправнук. Все пришли на юбилей бабушки.
Работу Нина Петровна нашла рядом, в пекарне деревни Федоровщина, где проработала 15 лет. Носили воду сами, сами топили печи, и хлеб по окрестным деревням сами развозили. Следующим местом работы стал совхоз «Металлист». В деревне Моглино у сельхозпредприятия была мастерская, где шили спецодежду для работников - робы, рукавицы. Там Нина Петровна трудилась практически до пенсии - честно, с полной самоотдачей. А по-другому и не могла бы. Никаких пафосных слов Нина Игнатьева не говорит. Она, как и многие другие, просто добросовестно делала своё дело. Честно трудилась и честно жила, подавая пример подрастающему поколению.
Константин КОЗЛОВСКИЙ.
province@pskovline.ru
Фото из архива семьи Игнатьевых.