
Давняя задумка супругов Веры Фест и Владимира Москвина трудами круга единомышленников получила достойное похвал и интереса воплощение. Им удалось достаточно широко рассказать о традициях выращивания и различных процессах переработки льна - в нить, бумагу, масло, краски, присыпки и другие предметы обихода, в настоящее время массово вытесняемые синтетическими материалами. Идеологи музея ратуют за целесообразность возвращения льноводства на Псковскую землю, некогда считавшуюся одной из самых «льняных» (по определению В.И. Ленина) губерний России.
БЫЛИ КОГДА-ТО И МЫ...
Шутка ли сказать: в начале XIX века Псковская губерния занимала первое место по производству льна в России - здесь располагалось около 14 процентов общероссийских посевных площадей этой культуры. Каждый год регион экспортировал на европейский рынок около 33 миллионов тонн льняного волокна и свыше 8 миллионов тонн льняных семян. В советские годы на территории области работали 22 льнозавода.
В настоящее время главе комитета по сельскому хозяйству и государственному техническому надзору Псковской области Николаю Романову известно лишь о двух фермерах региона, занявшихся на свой страх и риск выращиванием «голубого золота». На открытии музея льна Николай Романов, выслушав воодушевленные выступления организаторов музея и их коллег из других регионов, выразил определенный скепсис в возможности управленческого влияния на ситуацию. Натуральные льняные ткани (как и другие льняные продукты) дороги в производстве и неконкурентоспособны даже на мировом рынке. У сельхозпроизводителя выбор свободный: по своей выгоде. Поэтому прежде, чем засевать поля, надо определить рынок сбыта. В Белоруссии худо-бедно сохраняется льняное производство, потому как включено в государственный производственный план, и то, впрочем, не как основная культура, но обязательный компонент сопутствующего производства.
В итоге русские любители льняной одежды покупают сегодня белорусские ткани, определяя их рейтинг по качеству гораздо выше, чем итальянские и китайские аналоги, уступающие в технологиях производства и чистоте результата.
Дорога начинается с первого шага. Следуя этой мудрости, супруги, стремящиеся повлиять на возрождение былой славы русского льна, его сделали - сильный и очень убедительный.
ЭКСПОЗИЦИЯ
Посетителя музея сразу окружают атмосфера русской избы и натуральные материалы. Хозяева, ведущие и их друзья встречают гостей в русских льняных одеждах особого энергосберегающего кроя. Говорят, раньше на Руси именно так и шили, и место для швов выбирали особым образом, чтобы на энергетические потоки человека влияния не оказывали. Такую же сказочную, в пол, одежду из льна (в основном - белорусского) можно будет купить здесь же, это одно из прикладных направлений деятельности музея.
Экскурсию по экспозиции сделали в стихах: с легким юмором и жестким уклоном на тему необходимости возрождения промысла. Интерактивная программа с элементами театрального представления сочетала научные тезисы с загадками и викториной. И по итогам опроса первых посетителей оказалось, что каждый из них узнал о льне и сферах его применения что-то новое, практически сенсационное. Меня, к примеру, заставила задуматься информация о возможности замены древесной целлюлозы на льняную бумагу на фоне столь разной скорости воспроизводства ресурса: лен растет год, а лес - 60-80 лет. И о том, что зубной порошок и детскую присыпку делают из льна, я тоже, признаться, не знала. И о многих открытиях и знаменитых людях, чьи имена были связаны с льняными мануфактурами царской России. Словом, в простеньком голубом цветочке скрывается большая глубина.
В центре зала устроители музея воспроизвели на большом макете быт старой русской деревни. Надо ли говорить, что выращивают и перерабатывают ее жители? И народная мудрость за бортом не осталась: оказывается, бытовало множество пословиц-поговорок, связанных со льном: «За лён держись - обеспечишь жизнь», «Кто в лён одет, проживёт 100 лет», « Кто посеет лён, тот пожнёт золото», «Сколько в поле родится - всё в дом пригодится» и далее. Обаятельные ведущие проводят по музею от прошлого - к будущему, от традиций - к надежде. В уголке аутентичной избы сидит с веретеном пряха: песню поет да ниточку ведет. Куда-то та ниточка выведет?
Пока же сделан первый шаг: в псковской глубинке появился новый интересный этнографический объект. Дальнейшее покажет время.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru
Фото автора.