
К своим 38 годам Елена Васильева имела в активе распавшийся гражданский брак, двух детей 10 и 6 лет, отсутствие работы и финансовые проблемы. Мама нашей героини, Марина, деньгами дочери помогать не собиралась, могла лишь присмотреть за внуками, когда дочь была занята. Совместного хозяйства женщины не вели, да и жили раздельно. При этом отношения были хорошими, Елена даже помогла Марине оформить через Интернет кредитную карту одного из банков, так как мама не очень хорошо разбиралась в тонкостях онлайна, и вела переписку с банкирами через ноутбук и электронную почту дочери, с её же помощью.
ИЗ ПОЧТОВОГО ЯЩИКА
Такие карты в своё время банки просто раскладывали по почтовым ящикам, и, чтобы на счете появилось несколько десятков тысяч рублей, надо было лишь зайти на сайт финансовой организации и зарегистрироваться там. Деньги ваши. Правда, вместе с людоедскими процентами за пользование картой, снятие наличных денег, просто за сам факт того, что человек стал клиентом банка. Одним словом, плату брали за каждый вдох.
Марина Васильева знала об этом и потому картой старалась пользоваться очень редко, держа её в качестве своеобразного финансового парашюта - если станет совсем плохо и экстренно понадобятся деньги, например, на лекарства.
Но денежных проблем у пожилой женщины не было, жила она скромно и рассчитывала на свои силы. Однажды карту даже «зажевал» банкомат, и Марина решила не восстанавливать её, надобности не было. О материальном положении дочери она ничего не знала, Елена не распространялась, насколько полон её кошелёк. Зато рассказала, что в её квартире подрядная организация будет делать ремонт, менять трубы отопления, и попросила на время ремонта пожить у мамы. Естественно, мать согласилась.
ПУТЬ ОТКРЫТ
Собирая вещи для переезда, Елена наткнулась на бумагу, где были записаны реквизиты маминой кредитной карты, тут-то и возник у неё, как пишут в протоколах, «преступный замысел, направленный на хищение денежных средств». Сначала Елена попробовала зайти в «личный кабинет» Марины на сайте банка, используя свою электронную почту, ведь именно через неё мама регистрировала карту. Всё получилось - доступ к деньгам открыт. Первым делом она оплатила счета за Интернет и свой мобильный телефон, примерно по 300 рублей каждый.
Женщина задумалась, как же получить наличные деньги, оказалось, некоторые сотовые операторы позволяли вывести на банковскую карту неиспользованные средства со своего счёта за телефон. Правда, брали за это солидную комиссию, до четверти от всей суммы, но Елену это не остановило. Путь простой - оплатить с маминой карты телефон на несколько тысяч рублей, потом перевести их на свою карту, снять наличность в банкомате. Повторять в течение месяца до полного исчерпания маминых денег.
Позже, на суде Елена ответит, что полностью осознавала, что совершала кражу, что денежные средства принадлежат матери, и она не давала разрешения на их использование и не знала об этом.
Вскоре Марине Васильевой стали приходить сообщения от банка - благодарности за пользование картой, предложения увеличить кредитную сумму и напоминание о датах, когда надо гасить кредит, чтобы не было просрочки. Банкиры доходчиво объяснили, что это не ошибка, и, несмотря на физическое отсутствие самой карты, счётом Марины Васильевой активно пользуются. Причем с точки зрения банка, пользуется она сама, и совершенно законно. Женщина заявила в полицию.
УЩЕРБ - 40 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ
Кто именно выпотрошил счёт Марины Васильевой, полицейские установили быстро. Дочь не стала отпираться, вину признала, заявила о раскаянии. На суде мать даже сказала, что дочь вернула деньги. Но два года условно всё же получила.
Кстати, куда именно она потратила украденные деньги, осталось тайной. Никаких крупных покупок женщина не совершала, дети не болели, лекарств им нужно не было. Ничего, что могло бы оправдать воровство денег у матери, не считаясь с потерями при обналичивании, замечено не было.
Ущерб, нанесённый Марине Васильевой, составил более 40 тысяч рублей. Это примерно две трети того, что было на карте, ещё треть ушла сотовому оператору за возможность вывести деньги. Но воровку это не останавливало, как не останавливали и родственные чувства...
Трудно сказать, на самом ли деле Елена возместила ущерб, или мать просто пожалела дочь. Но ответ из банка оставил очень неприятное впечатление. Банкиры считают, что ущерб нанесён не банку, а клиенту. Их не волнует, что случилось с деньгами Марины, она должна погасить кредит. Добавим, что банк, в котором оформлена карта, славится очень жёстким отношением к должникам...
Константин КОЗЛОВСКИИ.
province@pskovline.ru
Материалы представлены Псковским районным судом Псковской области.
Имена изменены.
Фото: kafanews.com