Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Духовное  Ершовская волость  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровый календарь  Здоровье  Земляки  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Инициатива  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Колонка депутата  Команда 2018  Комфортная среда  Конкурс  Краснопрудская волость  Красота  Криминал  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образ жизни  Образование  Обратная связь  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Резонанс  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Сад-огород  Самоуправление  Своими руками  Связь времен  Семья  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Среда обитания  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Турнир  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Форум  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№40 (9944)  №38 (9942)  №37 (9941)  №36 (9940)  №35 (9939)  №34 (9938)  №33 (9937)  №32 (9936)  №31 (9935)  №30 (9934)  №29 (9933)  №28 (9932)  №27 (9931)  №26 (9930)  №25 (9929)  №24 (9928)  №23 (9927)  №22 (9926)  №21 (9925)  №20 (9924)  №19 (9923)  №18 (9922)  №17 (9921)  №16 (9920)  №15 (9919)  №14 (9918)  №13 (9917)  №12 (9916)  №11 (9915)  №10 (9914)  №9 (9913)  №8 (9912)  №7 (9911)  №6 (9910)  №5 (9909)  №4 (9908)  №3 (9907)  №2 (9906)  №1 (9905)  №51 (9904)  №50 (9903)  №49 (9902)  №48 (9901)  №47 (9900)  №46 (9899)  №45 (9898)  №44 (9897)  №43 (9896)  №42 (9895)  №41 (9894)  №40 (9893)  №39 (9892)  №38 (9891)  №37 (9890)  №36 (9889)  №35 (9888)  №34 (9887)  №33 (9886)  №32 (9885)  №31 (9884)  30(9883)  № 29 (9882)  № 28(9881)  № 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746) 
 
 
17 октября 2019, четверг, 15:28

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №39 (9892), 03/10/2018

Искупление

«Я коньяк не критикую, выдержка его крепка. Мне бы выдержку такую, и не пил бы коньяка». Эти слова семь лет назад выжег на своем деревянном костыле житель деревни Анашкино Палкинского района Леонид Егоров.

Впрочем, выдержки ему не занимать. И, теперь уже, мудрости. В жизни бывшего зоотехника и шофера колхоза имени Свердлова столько всего произошло, что сердце давно должно было окаменеть. Но оно по-прежнему болит и кровоточит. Чувство вины за то, что произошло почти полвека назад, заставляет его, как «Отче наш» произносить одни и те же слова: «Не идите против Бога!»

СОУЧАСТНИКИ

Это случилось 19 апреля 1969 года. Все комсомольцы и коммунисты колхоза имени Свердлова получили директиву от начальства явиться на ленинский субботник. Место сбора - Дом культуры деревни Родовое Палкинского района. Ровно в 9 утра мужики в рабочей одежде - всего человек пятьдесят - столпились на площади в ожидании дальнейших инструкций. Был среди них и Леонид Егоров.

-    Вдруг вижу, Ленька Калистратов на тракторе тянет по дороге большой трос, отцепляет его и разворачивается по направлению к старой часовенке. Она на тот момент уже пустовала. Точнее, вместо икон находился движок генератора, чтобы кино в соседнем клубе крутить, - вспоминает собеседник. - Часовенка стояла прямо на перекрестке и, я так думаю, портила вид на новый Дом культуры. Поэтому, видимо, и решили от нее избавиться.

«Смертный приговор» приводили в исполнение трое, в том числе и Егоров. Остальные оставались на подхвате. Трос оказался невероятно тяжелым. Лишь с третьего раза его удалось просунуть в оконный проем. Дальнейшее было делом техники. Тракторист нажал на газ, и маленькая часовенка рухнула, как карточный домик. Несколько часов потребовалось на то, чтобы разобрать руины. Комсомольцы доверху наполнили кирпичами трактора с прицепами. Останки часовни выгрузили за несколько километров от деревни и наспех присыпали грязью. Через несколько лет там появилась дорога, и многие уже забыли о том, что под колесами грузовиков и автомобилей покоится разрушенная святыня...

Забыли многие, но не Егоров. В тот вечер он вместе с друзьями отмечал благополучное завершение субботника. Родной колхоз позаботился о том, чтобы комсомольцы ни в чем себе не отказывали. После окончания работ им выдали по пять рублей «на нос». Этой суммы хватило на бутылку водки и хорошую закуску. От души напраздновавшись, Егоров засобирался домой. До родной деревни его довез помощник председателя. Зайдя в избу, он увидел горящую лампадку и бабушку, сидящую перед иконой.

-    Ну что, антихристы, разрушили часовню? - строго спросила у внука пожилая Евдокия Егоровна и бросила ему вслед -  Вас Бог за это всех покарает!

СМЕРТЬ ЗАБИРАЛА МОЛОДЫХ

Парень не стал задаваться вопросом, откуда бабушка обо всем узнала. Ему в тот момент не до того было. Хотелось побыстрее лечь спать. А на следующее утро слова Евдокии Егоровны и вовсе вылетели из головы...

Впрочем, несмотря на идейные разногласия, бабушка была для Леонида единственным родным человеком. Его родители слишком рано ушли из жизни. Едва мальчишке исполнилось пять лет, умер отец. А матери не стало, когда Леонид служил в армии. Поскольку за больной Евдокией было некому ухаживать, рядового Егорова демобилизовали на год раньше срока, с формулировкой «по семейным обстоятельствам». Бабушка была верующей. Она беспрестанно молилась за внука и время от времени пыталась его мягко вразумлять. Но разговоры о вере только раздражали Леонида. А потому, став невольным соучастником разрушения часовни, он не подозревал, что переступил запретную черту. И тем более не ожидал, как быстро начнут сбываться бабушкины слова о Божьей каре.

В июне, на Троицу, стояла замечательная погода. Компания молодых людей купалась в реке Вяда. Место было живописное, рядом со старинной мельницей помещика Неклюдова. Утомленные солнцем отдыхающие не сразу заметили исчезновение тракториста Леньки Калистратова. Того самого, что тянул трос для разрушения часовни. А когда хватились, было уже поздно. Он утонул в обмелевшей реке, где даже дети чувствовали себя в полной безопасности...

Вслед за Калистратовым стали уходить из жизни и другие участники того злополучного субботника. Причины были самыми разными, начиная от ДТП и заканчивая онкологией. Смерть, в основном, забирала молодых. Вот и бывший председатель колхоза, дававший команду о ликвидации часовни и закидывающий трос в оконный проем, умер, когда ему не было и пятидесяти. В последние годы он работал начальником дорожного отдела в деревне Качаново. Внезапно стало плохо. Госпитализировали. Леонид навестил бывшего председателя в больнице и на следующий день узнал о его гибели...

-    Сначала я не придавал этому значения, не видел связи между смертями и разрушением часовни, - признается Егоров. - А потом, сопоставив все факты, понял истинный смысл происходящего. Бабушка была права, Господь наказал всех, кто был причастен к разрушению святыни. Против Бога идти нельзя.

-    Вы же тоже были на том субботнике, как удалось избежать наказания? - задаю Егорову провокационный вопрос.

-    Наверное, потому что я все осознал, покаялся и пришел к вере, - говорит собеседник. - И не было ни одного дня, чтобы я не вымаливал у Бога прощение за себя лично и тех, кто разрушил часовню.

ДЕВЯТЬ ЖИЗНЕЙ

Про таких, как Егоров, говорят «родился в рубашке». Пальцев на руках не хватит, чтобы сосчитать, сколько раз он находился на волосок от гибели и чудом оставался жив. В детстве, например, Леня любил лакомиться вишнями прямо с дерева. Неизвестно, кому и зачем пришло в голову установить рядом со стволом мину. Не зная, что это за «зверь» такой, Леня схватил взрывоопасный предмет, потащил его в дом и разобрал. За этим занятием и застала его бабушка... Мина, кстати, до сих пор лежит в местном водоеме, напоминая Егорову о том, что могло бы быть, но, к счастью, не случилось. В другой раз Леонид, работая колхозным шофером, вез скот на мясокомбинат. На повороте в Тямшу его грузовик перевернулся. Началась утечка бензина. Если бы накануне Егоров не успел закрепить аккумулятор, трагического финала было бы не избежать. Это всего два случая, о которых мой собеседник рассказывает более или менее охотно. Об остальных умалчивает. Говорит, слишком тяжело вспоминать. Леонид уверен, что если до сих пор жив, значит, Бог хранит его для чего-то очень важного. И он знает, для чего.

-    Я не знаю как, но должен восстановить часовню, к разрушению которой был когда-то причастен. Причем ровно на том же месте, где она и была. Так будет справедливо, - делится своими мыслями собеседник.

-    Нужен проект, стройматериалы и много рабочих рук. Деньги на все это потребуются немалые. К сожалению, богатых людей в округе нет. В основном одни пенсионеры. Даже если скинемся, нужной суммы в жизни не наберем. Одна надежда на приезжих спонсоров.

Исторических сведений о часовне почти никаких не сохранилось. Если они и есть, то, скорее всего, находятся в Риге, ведь до 1940 года деревня Родовое Палкинского района находилось на территории Латвии. Год «рождения» святыни точно не известен. Однако в том, что она была дорога местным жителям, сомневаться не приходится. Об этом говорит хотя бы тот факт, что часовня освящена в честь почитаемого в Родовом святого - Александра Свирского. Существует документ, подтверждающий это название. Бывший глава Родовской волости и большой любитель краеведения Леонид Убогов видел в бухгалтерской книге расходов и доходов Свято-Троицкого прихода запись за 29 августа 1946 года, свидетельствующую об остеклении часовни жителем деревни Тумасы В.Толкушкиным. По воспоминаниям Убогова и Егорова, часовня была выстроена из добротного красного кирпича, а крыша сделана из оцинкованной жести. У входа стоял большой раскидистый дуб. В 60-е годы дерево полностью высохло. Его срубили комсомольцы на одном из субботников...

Намерение Леонида Егорова восстановить часовню поддерживают и его тезка Леонид Убогов, и настоятель Свято-Троицкого храма в Родовом иерей Алексей (Трофимов). Правда, пока на уровне «было бы не плохо». Осуществить задуманное мешают большие и, на данный момент, непреодолимые финансовые трудности. Но Егоров продолжает молиться и верить в чудо.


ФАКТЫ

* В советские годы в деревне Черская Палкинского района была разобрана часовня Михаила Архангела, а бревна пущены на строительство коровника. Животные, которые там содержались, перестали телиться. Скотный двор пришлось закрыть.

*   В 30-е годы прошлого века пьяный житель деревни Мелетово Псковского района стрелял

в лик Спасителя над входом в Успенский храм. Пуля задела нос Христа. Во время войны стрелок погиб от точного выстрела в нос.

*    Близ деревни Свеклино Островского района стояла часовня, а внутри ее огромный валун. Большевики приказали часовню разобрать, а камень взорвать. Подсобить коммунистам вызвался местный житель по имени Колька. Через три дня он отправился на телеге в Остров, поранил косой ногу и вскоре умер от заражения крови.

*    Когда в селе Селявны Воронежской области ломали церковь, председатель сельсовета и двое его помощников разбили уникальную огромную икону Спасителя на стекле, затоптав

ее ногами. На следующий день один попал под дрезину, и ему отрезало ногу и часть таза. Другому молотилкой выбило руку, а председатель упал лицом вниз и умер прямо в церкви.

*    В селе Буйлово Тверской области закрытый храм Богоявления Господня стал пристанищем местных пьяниц. Однажды один из них вскарабкался по иконостасу, спустил на веревке вниз трехметровое распятие Христа и поставил его на своём огороде вместо пугала. На другой день его разбил паралич и через неделю он умер.


Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru

Фото автора.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта