
В «Вахте Памяти» принял участие 131 человек. Российскую сторону представляли отряды из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Саратова.
ВОЗМОЖНО, У НЕГО ЕСТЬ ДЕТИ
В ходе поисков останков бойцов, погибших в годы Великой Отечественной войны, удалось найти два медальона. В одном текст, написанный чернильной ручкой, читался отчётливо. Благодаря этому сразу установили личность Ивана Михайлова, родившегося в 1915 году в Башкирии. Его призвал в ряды Красной Армии Фёдоровский РВК из села Фёдоровка Фёдоровского района. Иван Петрович проживал до войны на улице им. Тельмана в доме № 91. Воевал в 180-й стрелковой дивизии 22-й армии. Пропал без вести в период с 22 июня по 21 сентября 1941 года.
Содержимое второго медальона из-за плохой сохранности прочитать на месте не получилось. Сейчас содержание бумажного носителя информации изучают эксперты-криминалисты. Возможно, им повезёт, и они установят личность без вести пропавшего бойца. С останками не оказалось ни именных наград, ни подписанного котелка с ложками, по которым можно установить личность погибшего. На найденных кружках не было ни имён, ни фамилий. Ну, а от ботинок с касками, как и остатков петлиц с ремнями - проку немного.
- Иван Михайлов родился в 1915 году. Можно предположить, что он был женат. Возможно, у него есть дети, внуки. В этом случае шанс найти родственников возрастает. Обычно на это уходит до полугода. Для нас это очень важно, - уточнил председатель Псковской областной военнопатриотической поисковой общественной организации «След «Пантеры» Геннадий Корольков.
БАНЮ ПЕРЕНЕСЛИ
В ходе «Вахты Памяти» молодые поисковики жили в палатках. Самым юным участникам исполнилось всего 4 - 5 лет, поэтому они приехали с родителями. Поисковики с большим опытом обучали молодёжь на инструкторских занятиях методике работы в полевых условиях, эксгумации останков воинов, определению по военной форме рода войск, поиску необходимой информации в Интернете.
На одном из раскопов, площадью 15 на 20 метров, удалось обнаружить и поднять останки 76-ти наших бойцов. В годы войны здесь находилось госпитальное захоронение -хоронили тех, кто скончался от ран. Удивляет то, что по документам братская могила была перенесена вместе с некогда стоявшим на этом месте обелиском. Поэтому владелец участка земли со спокойной совестью построил на нём баню. Местные жители, знавшие о фиктивном перезахоронении, сообщили ему, что баня стоит на человеческих костях. Это заставило его обратиться к поисковикам. Информация подтвердилась. Когда копать непосредственно под самой баней стало опасно из-за её обрушения, постройку перенесли на другое место.
ЛИШЬ ОСТАТКИ ДЕРЕВЯННОГО КРЕСТА
На этой «Вахте Памяти» подняли останки трёх немецких военных. Поисковики с уважением относятся ко всем погибшим, независимо от того, идёт ли речь о военнослужащих Красной - Советской Армии или немецких войск. Единственное, немцев поисковики не перезахоранивают, а передают их останки специальной организации, которая это делает. Представителей германской армии нашли на немецких позициях. Пока непонятно, когда они погибли - в 1941 или 1944 годах. У одного обнаружили целый жетон - это означает, что военный пропал без вести. Со вторым нашли половину жетона. Значит, этот человек был учтён как погибший. Его место погребения - зафиксировано. О третьем сообщили местные жители. Они привезли с его могилы в деревне Сомино остатки деревянного креста. Десятки лет он стоял там и его никто не трогал. Лишь время не пощадило. На кресте было написано на русском языке, что «здесь похоронен немецкий солдат Вермахта. Убит в декабре 1943 года...». При этом по форме крест был не таким, какие обычно ставили сами немцы своим убитым. Кто и по какой причине так позаботился о захватчике, специально похоронив его, остаётся загадкой. Странно, но никто не удосужился поставить такие же кресты или тумбы со звёздами на безымянных холмиках, где лежали наши воины. Короче говоря, это удивительнейший случай толерантности! Обычно местные жители из-за ненависти к врагу, а может быть, по распоряжению местных властей сравнивали с землей немецкие захоронения, не оставляя от них и следа.
Не обошлось без мистики. В этом году умер командир поискового отряда «Гвоздика», проводивший молодёжные «Вахты Памяти», Иван Петрович Михайлов. Когда поисковики открыли медальон и стали читать, вложенный в него бумажный вкладыш, у них мурашки пошли по коже. И было, от чего. Погибший тоже был Иваном Петровичем Михайловым. По стечению обстоятельств, медальон нашла внучка поисковика Ивана Михайлова.
В ТЕМУ
Анна Солдатенкова, заместитель начальника штаба общественной организации «След «Пантеры»:
Когда я поднимала первого своего бойца, а это было пять лет назад, мне было страшно. Я впечатлительный человек, поэтому плакала. Смотрела на останки и думала о том, что где-то у этого погибшего воина остались родственники. Они ждали его с войны... Очень хочется установить имя каждого человека, чтобы он спустя столько лет вернулся на малую родину. И входя в рабочую антропологическую палатку, я здороваюсь... с останками людей. В моём подсознании это живые люди. На этой вахте мне принесли для оформления документов женский череп. Я расплакалась. Когда соприкасаешься с войной не по учебникам и кинофильмам, а вот таким образом, начинаешь понимать, насколько всё это страшно.
Александр МИЛЬКА.
province@pskovline.ru.
Фото из архива Анны СОЛДАТЕНКОВОЙ.