
До сих пор не найден легитимный акт отречения Николая II от престола, и именно он остается последним русским императором. Ни у кого нет сомнений только по одному поводу: убийство царской семьи стало определяющим изломом в судьбе великого государства на многие десятилетия вперед, как минимум – на целый век. Много убийств совершается ежегодно в каждой стране, и только это, произошедшее ровно 100 лет назад, изменило ход истории, причем не только российской. Не случайно его часто сравнивают с другой казнью, изменившей судьбы мира, и вспоминают умывшего руки Понтия Пилата и народ, признавший, что кровь неповинного на них и их детях.
Еще до расстрела царя газеты страны несколько раз запускали «утки», сообщающие об этом, как о произошедшем: изучалась реакция общества, и, с другой стороны, постепенно нивелировалась грандиозность известия, вырабатывалось привыкание. Как результат – то ли правда, то ли снова «утка» о том, что известие о кончине царской семьи народ России встретил равнодушно. Стихийного бунта или новой революции не случилось, и желаемое за действительное удалось если не выдать, то уж во всяком случае - увековечить. Через призму прошедшего столетия в различных мировых источниках порой проявлялись неожиданные штрихи тех событий, и появились сомнения. Написанные в Пскове горькие слова императора «Кругом измена, трусость и обман…» оказались обращены к потомкам – с призывом разгадать, понять и покаяться.
Есть мнение, что только всенародное покаяние в этом убийстве может стать поворотным моментом в возвращении величия и силы нашего государства. Но как это сделать в полном неведении о произошедшем? Сбор информации и есть первый шаг. В эти дни практически во всех музеях страны проходят выставки, посвященные 100-летию трагической гибели семьи последнего российского императора. В Псковском музее-заповеднике при подготовке экспозиции решили акцентировать внимание на позитивной псковской странице жизни Николая II – первом пребывании императора в Пскове в1903 году и на всероссийском праздновании 300-летия дома Романовых в 1913 году.
Заведующая историческим отделом Псковского музея-заповедника Елена Сухова, открывая выставку, напомнила, что в 1903 году Николай II приезжал в наш город с супругой и членами семьи на военные маневры: лично проводил смотр на плацу 93-го Иркутского пехотного полка, посетил полковой манеж. А еще семья побывала в Псково-Печерском и Мирожском монастырях, Троицком соборе и Поганкиных палатах. Уникальные псковские фотографии последнего императора во время смотра войск и во дворе Поганкиных палат представлены сегодня в юбилейной экспозиции. А еще – вышитые полотенца, подаренные псковичами императору во время этой поездки. Ранее они хранились в Эрмитаже, а потом были возвращены в Псков. На рушниках – деревенский домик и надпись – «Боже, царя храни!».
Еще одна «изюминка» экспозиции - редкое издание из фондов древлехранилища музея «Летописный лицевой изборник дома Романовых». Тяжелая книга из плотной мелованной бумаги размером 30 на 50 см была выпущена к юбилею династии Романовых в 1913 году. Подарочный сборник содержит информацию и портреты правителей рода Романовых, а также повествует о жизни царского двора, дворцовом этикете, праздниках. В музее сохранились две памятные медали, а также коронационная фаянсовая кружка, которая использовалась в качестве сувенирной продукции по случаю празднования 300-летия рода Романовых.
В целом небольшая экспозиция получилась вполне пасторальной, если бы не известная картина, на которой - 11 человек, погибших в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в городе Екатеринбурге в подвале дома горного инженера Николая Ипатьева: император Николай II с императрицей Александрой Фёдоровной, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, наследник цесаревич Алексей, а также лейб-медик Евгений Боткин, камердинер Алексей Трупп, комнатная девушка Анна Демидова и повар Иван Харитонов. Рядом с фото - аналог последнего царского Евангелия под стеклом – как свидетельство о царской голгофе.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru