
Вначале был... пригласительный билет. На первое же занятие к ребятам пришёл улыбчивый и обаятельный, очень добрый музейный художник Александр Николаевич Иванов. Разговор повели о том, что такое музей и зачем этот «склад старых вещей» нужен современному человеку, да что там - всему нашему миру. А ещё говорили о том, чем занимается в музее художник и, больше, люди каких профессий ещё нужны в музее. Сошлись на том, что по-настоящему ни один специалист, если он действительно мастер своего дела, здесь не будет лишним. И вот потом проектировали тот самый сувенирный пригласительный билет, каждый свой.
А уже в следующую субботу студийцы и их родители отправились в «Путешествие по картинной галерее». Учились отличать друг от дружки не только портрет, пейзаж и натюрморт (это, как выяснилось, очень легко), но и распознавать живопись и графику (а вот такое задание - труднее). В награду за успехи в конце урока малышам даже разрешили самостоятельно поработать на настоящем офортном станке. Эта замечательная вещь когда-то принадлежала большому мастеру, основателю псковской школы графики Валентину Васильеву, а теперь хранится в Пушкинском Заповеднике. Да не просто хранится, а ещё как активно работает!
А потом. Впрочем, даже просто перечислить, сколько интересного узнали ребята на музейных занятиях, не просто. Они рисовали пригласительные открытки и диафильмы - пусть не целиком, отдельные кадры, но всё-таки! Они рассматривали, что носили в дамских сумочках современницы Пушкина и сравнивали увиденное с тем, что лежит в сумке у сегодняшних женщин. Пробовали «растапливать» самовар - это, конечно, хлопотнее, чем согреть привычный чайник, но вкус приготовленного таким образом чая того стоит! Они учились вальсировать и осваивали комплекс «пушкинской гимнастики» - те самые упражнения, которые выполняли на занятиях воспитанники Императорского Царскосельского лицея. Рисовали книжные буквицы. Играли в крестьянские игры пушкинской поры и азартно кричали: «Калечина-малечина, сколько часов до вечера?» «Оживляли» кукол-артисток из петрушечного театра, прочее, прочее, прочее. Благо, у музея-заповедника в запасе столько забав и занятий, а главное - знающих и любящих своё дело специалистов, многие из которых, к тому же, в своё время получили качественное педагогическое образование.
Много нового на занятиях студии узнали не только дети, но и их мамы, папы, бабушки, которые при желании могли свободно присутствовать на уроках. И главное открытие, конечно, - о том, что при всей нашей любви, мы о наших детях, об их характерах, симпатиях и опасениях, знаем далеко не всё. А это значит, не всегда можем им помочь там, где действительно нужна помощь и ненавязчивая поддержка.
Один из самых тревожных «педагогических звоночков»,- делится наблюдениями куратор проекта, методист Пушкинского Заповедника по музейно-образовательной деятельности Татьяна Тимошина, - ребята часто боятся, что у них не получится, особенно если видят перед собой действительно совершенный образец. И не готовы самостоятельно преодолеть свои страхи и неумения. Они не пробуют снова и снова, а пасуют, отказываются даже от первой попытки.
Так, например, одну из студийных суббот в музее посвятили изучению куклы-матрёшки. Педагог рассказала о том, как родилась кукла, которую сейчас считают чуть ли не символом русской крестьянской культуры, объяснила, как именно делали деревянных «кумушек» и чем отличались матрёшки, изготовленные в разных регионах - например, инкрустированная ржаной соломкой вятская или расписная подмосковная. А потом предложила: а давайте, используя кисточки разной толщины и самую яркую гуашь, нарисуем на листах бумаги ягоды, цветы, листья, да и просто завитки, какими традиционно, издавна украшают деревянных куколок.
- Вот что, казалось бы, проще, но! Вы не представляете. Мне пришлось не просто объяснять, как нарисовать простой завиток, но брать ребёнка за руку, водить вместе с ним по листу кисточкой. И ведь не один такой нерешительный оказался.
Другой момент - неожиданные «пробелы» в детской картине окружающего мира. Например, на занятии, которое называлось «На столе, блистая, шипел вечерний самовар», студийцам рассказывали о «чайном этикете» пушкинского времени. И тут выяснилось, что никто из малышей не знает, что такое листовой чай: дома второпях заваривают только пакетированный.
- Показала крупнолистовой, мелколистовой; вместе понаблюдали, как чаинки, залитые кипятком, разворачиваются, -но столько недоверия на лицах было! А уж в то, что красный чай - тоже чай, мне кажется, и вовсе никто из детей до конца и не поверил, - смеётся Татьяна Тимошина.
На ближайшую субботу в музее назначили последнее занятие нынешнего учебного года. Но успешный проект не заканчивается. По просьбам родителей, чьи дети посещали студию всё это время, занятия с ними продолжат. А по уже опробованной программе (её немного откорректируют с учётом опыта этого сезона) будут заниматься с новичками.
И им тоже понравится!
ФАКТЫ
* Занятия в студии эстетического развития для детей при Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» были рассчитаны на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, то есть, шестивосьмилетних ребятишек. Важно: программа составлена так, чтобы новичок смог влиться в группу с любого занятия.
* Темы для занятий музейщикам частично подсказали родители будущих «студийцев» - до того, как верстать план, организаторы проекта провели анкетирование среди взрослых, заинтересованных в подобном проекте. Важный момент: «теоретическая» часть каждого занятия непременно перемежается с практикой.
Алина ЕГОРОВА.
Фото: Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское».