
Однако так было далеко не всегда. Сто лет назад Барсиков и Мурок многие считали лишь средством для наживы. Это хорошо показано в повести Михаила Булгакова «Собачье сердце», где человек-собака Полиграф Шариков утверждал, что кошки: «На польты пойдут, из них белок будут делать на рабочий кредит».
ПРОМЫСЕЛ БЕЗ МАНДАТА
Отлов кошек «на польты» - отнюдь не выдумка известного писателя, и вовсе не болезненная страсть Шарикова, люто ненавидевшего котов, а реальность повседневной жизни 1920-х годов. «Кошкодавство» стало тогда патологическим явлением, охватив не только столичные города, но и провинцию, в том числе псковский край. И если Шариков занимался отловом, вооруженный мандатом, что давало ему формально законное на это право, то сотни и тысячи ему подобных включились в этот промысел без всяких на то оснований. Доказательством тому являются хотя бы сообщения псковских газет тех лет.
И занялись этим бизнесом, насколько бы странным это не покажется, вовсе не взрослые дядьки, а главным образом подростки. Руководствовались они меньше всего интересами очистки города от больных и бродячих животных, а с целью сдачи шкурок заготовительным организациям и получения какого-никакого, а дохода. Отлавливали и крали не только бродячих кошек, но и домашних, имевших хозяев: цель оправдывала средства!
«Охота в Пскове на пушного зверя поставлена так правильно и ведется настолько эффективно, что недалеко время, когда обладатели кошек будут предметом зависти», - писала в 1927 году газета «Псковский набат». При этом рассказала газета о весьма необычном шаге одной псковитянки: «Одна остроумная старушка, желая спасти кота от воровских рук маленьких заготовителей пушнины, изрезала ножницами вдоль и поперек шерсть своего любимца. Расчет оказался правильным. Кот ее, как и полагается в Пскове, был украден, но через два дня вернулся к домашнему очагу целым и невредимым. Воришки почувствовали невозможность сбыть испорченную шкурку в Госторг или какие-нибудь другие места, скупающие пушнину. Кот этот вернулся домой, а многие сотни других Васек и Машек заполняют своей окровавленной шкуркой полки государственных заготовительных организаций!». Вот в доказательство еще один пример: «Пропал у гражданки М. Булыниной (Решетки, 55) кот. Шкуру кота угрозыск нашел вчера у малолетнего соседа Булыниной Сергея Алексеева. Он сознался в систематической краже котов для продажи снятых с них шкурок Госторгу».
ДО САМЫХ ДО ОКРАИН
«Кошкодавство» перекинулось и за пределы Пскова, и как раз в деревнях последствия его сказались особенно печально. В органы власти, РКИ, прокуратуру и другие поступило множество заявлений от крестьян деревень Псковского уезда - Журавлево, Плаксино, Рюхино - о систематических кражах кошек всех пород и мастей, за короткое время в указанных селениях их было украдено около 60 штук. Результаты не замедлили сказаться: в массовом порядке стали плодиться и чувствовать себя в полной безнаказанности крысы, опустошавшие крестьянские амбары с зерном.
Аналогичной была ситуация и в Великих Луках, где охота на кошек тоже получила широкое распространение. По свидетельству уездной газеты «Наш путь» занимались этим, как и в Пскове, преимущественно подростки, в том числе ученики школ. «Если дальше будет продолжаться эта охота, - предупреждала газета, - то, пожалуй, великолучан мыши заедят».
Промысел этот был бы невозможен, если бы кошачьи шкурки незаконно не скупали заготовительные организации. И орган власти края (теперь уже Псковский окрисполком) в декабре 1927 года разослал всем райисполкомам, органам милиции и заготовителям пушнины соответствующий циркуляр.
«За последнее время со стороны населения поступают многочисленные жалобы на уничтожение домашних животных (кошек) лицами, промышляющими сбытом шкурок, - отмечалось в нем. - В связи с этим отмечается массовое размножение крыс и мышей, истребляющих запасы хлеба и других продуктов, и тем самым приносящих убытки населению, особенно сельскому». Окрисполком напоминал, что «похищение домашних животных, имеющих хозяев, следует рассматривать как похищение чужого имущества (кража), и потому лица, уличенные в похищении домашних животных в целях сбыта их шкурок, подлежат привлечению к ответственности в уголовном порядке (ст. 162 УК). Равным образом и заготавливающие пушнину организации и частные лица, приобретающие заведомо краденые шкурки, подлежат ответственности в уголовном порядке (ст. 164 УК)».
ПОД ЗАЩИТОЙ ЗАКОНА
В целях борьбы с этим распространившимся явлением Окрисполком предписывал райисполкомам, сельсоветам и органам милиции привлекать к ответственности в уголовном порядке лиц, занимавшихся ловлей и уничтожением домашних животных. Всем государственным и кооперативным организациям, а также частным лицам, занимавшимся заготовкой пушнины, запрещалось под страхом привлечения к уголовной ответственности производить скупку шкурок у лиц, добывающих их незаконным способом. Органам власти и милиции рекомендовалось строго контролировать работу заготовительных организаций, запретив им принимать шкурки у лиц, не имевших патентов на ведение промысловой деятельности.
Строгие запретительные меры стали давать результаты: незаконный отлов «полосатых» и «усатых» резко пошел на убыль. Но некоторые «профессиональные кошкодавы» не угомонились, найдя выход в занятии другим «промыслом», например: «Поставщик шкурок с краденых кошек Госторгу А. Максимов переменил профессию. Вчера он уличен угрозыском в краже голубей у гражданина Смирнова (Лесная улица). Максимов и его подручный Н. Дементьев привлекаются к ответственности».
ОТ РЕДАКЦИИ
К счастью, за прошедшие годы наше общество стало намного человечнее, да и на «рабочий кредит» можно пускать искусственный мех. Но появилась другая проблема - бездомные животные. Кошки, выброшенные нерадивыми хозяевами на улицу, могут попасть под машину или стать жертвой живодёров. В Пскове есть несколько организаций, помогающие бездомным животным. Мы призываем наших читателей оказать им посильную помощь. Это не обязательно деньги. Приютам пригодятся и тёплые вещи (одеяла, попоны, ковры), стройматериалы и просто волонтёрская работа на территории приюта. Адреса и телефоны организаций можно найти в Интернете. Неважно, какой из приютов вы выберете для помощи, в любом случае вы покажете, что человек называется венцом творения потому, что может оказывать бескорыстную помощь слабым и нуждающимся.
Анатолий ФИЛИМОНОВ,
профессор ПсковГУ, заведующий кафедрой отечественной истории и музееведения.