
БЕЗ ПЕРСПЕКТИВ
Эти два слова всё-таки не тождественны. «Ждуля» ожидает возвращения своего мужчины из заключения, «заочница» же не просто ждёт, но даже вышла за заключённого замуж, в тюрьме или на зоне. Впрочем, часто эти слова смешивают, и значение имеют они лишь для самих женщин. В своей среде «заочниц» они считают более авторитетными, ибо ждать могут все, а замуж выйти - немногие.
Для сотрудников правопорядка семья - показатель интеграции заключенного в общество, желания исправиться и вернуться к нормальной жизни. Но для самих зэков это в первую очередь источник материальных ресурсов. А надежды «ждуль», что любимый выйдет и «тогда-то заживём», чаще всего рассыпаются в прах.
- К сожалению, можно констатировать факт – подавляющее большинство таких романов за решёткой в вольной жизни перспектив не имеют. Это можно рассматривать, скорее, как вариант курортного романа. Когда исчезает причина, связавшая людей, они расстаются, - рассказала Александра Сахарова, псковский психолог-волонтёр, оказывающая помощь людям, вернувшимся из мест лишения свободы.
РЕШЁТКА, ХРАНЯЩАЯ ЛЮБОВЬ
Оказывается, к психологам обращаются в основном родственники экс-заключенных, с целью помочь брату, сыну или мужу вернуться к нормальной жизни, не попасть за решётку вновь, прекратить «жить по понятиям». Сами же бывшие заключённые не очень настроены на общение, «не верь, не бойся, не проси» - вот их кредо.
- Но сейчас потянулся и ручеёк «ждуль» - как бывших, так и нынешних. Оказывается, когда расстояния и решётка исчезают, на их место приходит масса проблем, - продолжает Александра Сахарова.
По её словам, в «заочных отношениях» замечены по большей части женщины, не имевшие до того нормальной личной жизни, причём их социальный статус может быть самым разнообразным. Заключённые действуют так, как и пресловутые «южные мачо», засыпая «ждулю» комплиментами. Дама получает такой заряд позитива и обожания, которого ей не дают окружающие «вольные» мужчины. Тем более, что заключённому это ничего не стоит, слова-то бесплатны, а каких-либо подтверждений чувств вроде похода в ресторан или новенького ай-фона, по понятным причинам, с сидельца потребовать невозможно. Получается, что женщина любит образ, созданный в сердце, а реальность, частенько совсем другая и именно потому такие отношения, как правило, обречены.
Подвигнуть на отношения с заключенным может и пример родственницы или подруги. Не остался в стороне и культивируемый в стране интерес к криминальной тематике: иногда на зоне женщины ищут покровителя, «тюремного авторитета». Чтоб «на районе уважали». При этом происходит романтизация тюрьмы - как «мужского» места, зэка как «настоящего мужчины».
- Брошенная, преданная мужем американка идет к психо-аналитику, у наших женщин нет денег на психоаналитика, и они идут к зэку, - считают авторы одного из исследований на тему «тюрьма и семья», опубликованного в Интернете.
СУРОВАЯ ПРАВДА
Действующие работники УФСИН признали, что «ждули» - явление повсеместное, есть они и у нас в регионе. Поначалу сотрудники даже были готовы рассказать несколько случаев, но потом их энтузиазм к общению угас. Всё же «чужая душа - потёмки», и кто знает, насколько крепкая и настоящая там любовь, стоит ли её ворошить? Зато бывшие сотрудники пенитенциарной системы были более откровенны, порой даже – жестоко откровенны.
- Насмотрелся я на них, когда работал «на тюрьме». Тащат сумки тяжёлые, деньгами заваливают. Контингенту это только в радость. Случалось, что у одного зэка таких «невест» бывало несколько. С миру по нитке, с каждой по передаче да по копеечке, вот и отсидка не такой суровой покажется. А если ещё и на длительные свидания, с ночёвкой такая дама приедет… Кстати, «вольняшек», познакомившихся с уже сидящими мужчинами, легко отличить от тех, у кого муж сел уже потом, через некоторое время после брака. Это трудно объяснить, но ощущается на уровне интуиции, что ли, - делится Денис Терещенко (фамилия изменена).
И отметил, что во втором случае видно, что жена едет к части своей семьи, помогает пережить трудные времена и дождаться привычного течения жизни. «Ждуля» же летит к образу, что она сама себе нафантазировала. Причём жены к севшим мужьям ездят мало, зачастую тюремный срок ставит крест и на семье.
ТЮРЬМА НА ДВОИХ
Денис ушёл из структуры УФСИН, где работал после армии, когда понял, что: «Я срок с ними сижу, они выйдут, а я так тут и останусь. Зарплата неплохая, не скрою, но она того не стоит. Начинаешь в людях разочаровываться».
По его словам, «ждули» или «заочницы» фактически «сидят» вместе со своими мужчинами. Пусть физически они и на свободе, но все их мысли в бараке или камере.
- Сейчас, как человек, не связанный с «системой», я могу с уверенностью сказать: девушки, не связывайтесь с зэками. Это для вас они бедные, несчастные и сидят «ни за что». А на самом деле за большинством из них стоят, чьи-то боль, слёзы и даже кровь, говорит Денис. - Подумайте, а что, если этот «по глупости попавший в тюрьму парень с красивыми глазами» ограбил бы ваших родственников, нанёс «10 ножевых» вашему другу? Да и воровал он отнюдь не потому, что хотел кушать. Честно скажу, я невиновных за решёткой не встречал. А теперь вы ему колбасу да пряники возите, денег даёте. А он на них в карты играет.
Цена за «любовь запретную» высока не только в финансовом, но и в психологическом плане. Процесс свиданий с заключенными вынуждает женщин не только выстаивать долгие часы в очереди, но и проходить через множество унизительных процедур. Например, при проверке иногда не ограничиваются металлоискателем и могут насильно подвергнуть гинекологическому осмотру. Такова жизнь, практика использования заключенными женщин в своих интересах очень распространена. Просят передать в зону запрещённые предметы – сим-карты, телефоны, наркотики. За это и сама «ждуля» может быть привлечена к уголовной ответственности по соответствующей статье УК.
КСТАТИ
Одиннадцатого февраля 2016 года Кумертауский межрайонный суд Оренбургской области приговорил 25-летнего местного жителя к году лишения свободы. В тюрьму он попал всего через полмесяца после предыдущей отсидки: отбывая наказание, по переписке познакомился с девушкой из Кумертау. Освободившись, начал с ней жить, но не прошло и двух недель, как он похитил у своей сожительницы деньги и золотой браслет - всего на сумму 25 тысяч рублей.
Константин КОЗЛОВСКИЙ.
province@pskovline.ru