
В конце января супруги Надежда Петровна и Дмитрий Федорович Качурины отметили свой бриллиантовый юбилей. По случаю заслуженной даты их чествовали в отделении ЗАГС Псковского района, а мы отправились в гости к юбилярам, чтобы узнать, как рождаются и гранятся алмазы брака.
ВОЙНА
Война застала их детьми. Друг друга они тогда еще не знали, хотя жили недалеко - в соседних деревнях Касплянского района Смоленской области. Но горя им, детям войны, выпало сверх меры.
Когда пришли немцы, Надюшке было пять лет, брату Дмитрию - девять, почти взрослый. Отец ушел на фронт, а через год, в сентябре 42-го, за связь с партизанами на глазах у всей деревни и у родных детей маму расстреляли и сбросили в торфяную яму полицаи. Односельчане помогли ее похоронить, а дети стали жить то у одних, то у других родственников по очереди.
Родную деревню Заломай немцы сожгли почти полностью, остался один сарай, в котором и жили родичи - бабка с больными ногами, неходячей дочерью и тремя внуками. Односельчане прятались от оккупантов как могли, в землянках в лесу и на берегу реки. Их преследовали с собаками, сгоняли в сарай. Перед отступлением в него собрали всех жителей, и Надя вместе со всеми оказалась запертой в тесном сеннике. Все понимали, что им грозит. Но конвоиры-охранники подожгли высокий стог сена рядом и предупредили людей, что скоро уйдут: к утру в деревне ждали советские войска. Брат с дедом в этот момент возвращались из очередной вылазки за хлебом и не сразу поняли, что происходит.
Отец Надежды вернулся с фронта, а вот у ее суженого Дмитрия, наоборот, осталась в живых только мать, отец погиб во время боев в Подмосковье. Встретились ребята в Касплян-ской школе. Дмитрий тогда подружился со своим старшим тезкой - братом Надежды, а вот девочка, если и удостаивалась знаков внимания, то неуклюжехулиганских, насмешливых, и старалась обходить мальчишку стороной.
БЕДНОСТЬ
Надежде годы после войны вспоминаются как самые трудные. Отец привел в дом молоденькую мачеху - девчонку чуть старше брата, купил корову. Надежда по дороге в школу заносила молоко в двух бидонах заказчикам в райцентр (за несколько километров). Когда шла одна, очень боялась волков. Вплоть до ноября ходила босиком, пару парусиновых туфель держала за парадные, чтобы обуться в школе, и очень стыдилась, когда, едва ли не одна в классе, сидела босая. На зиму отец, как мог, пошил бурки, да дед помогал - и лапти плел, и краюху хлеба для внуков всегда находил, а то еще и с медом...
Бедные послевоенные годы, тем не менее, дышали энтузиазмом и весельем. Школьники - юные строители коммунизма - вели активную общественную жизнь: и на колхозных полях трудились, и нормы ГТО сдавали, и в художественной самодеятельности участвовали. При том, что Дмитрий был спортивным и побеждал в различных соревнованиях, за Надеждой тоже было трудно угнаться, а уж перепеть или перетанцевать - и вовсе никак! Даже взрослые на деревенских вечерках вызывали ее на круг, любуясь, как она лихо отплясывает - кадриль и польку, «барыню» и «цыганочку». Касплянская самодеятельность гремела на всю область, победители областного конкурса-смотра ездили даже в Москву.
После окончания школы Надежда окончила кооперативный техникум в Смоленске, а друг и тезка брата Дмитрий уехал в первое и единственное после войны училище ВДВ в Алма-Ату. Их воспоминания - о восстающем из руин Смоленске и об опыте подготовки первых десантных командиров, о становлении ВДВ - бесценные страницы памяти страны. Для будущих супругов это было действительностью, закаляющей характер и вырабатывающей особое отношение к жизни, в которой главное - любовь и ответственность.
СВАДЬБА
За год до окончания училища курсант Качурин разыскал Надежду, которая работала товароведом в Каспле, и объявил ей, что в следующий раз приедет жениться. Она отшутилась: мало ли кавалеров вокруг, но сердечко екнуло, а вечером Дмитрий встретил ее у дома. Почти год переписывались - узнавали друг друга. В назначенный срок Дмитрий приехал прямо на работу, попросил девушку на следующий день захватить с собой паспорт. Надя понимала, что все по-настоящему: девичья «разведка» донесла, что госпошлину - «марку» за регистрацию ее брат с женихом уже купили. Молодых расписали сразу, они назначили день свадьбы - через неделю, и тут же молодая жена отправилась на курсы повышения квалификации в Смоленск: отказываться, даже раздумывать над указаниями свыше было невозможно. Едва успела вернуться вовремя: районный автобус сломался, искала попутку, приехала ночью, а родные все дружно собрались в доме и готовили угощение.
Вот так и началась семейная жизнь. Работа товароведом и собственные умелые руки помогли невесте выглядеть нарядно. Специально для тех, кто еще верит в свадебные приметы: на нашей невесте не было ни фаты, ни платья, но относительно новые темно-синяя кашемировая юбка и вышитая желтая кофточка, парусиновые туфли, на женихе - военный мундир. Еще одно доказательство, что не наряд определяет продолжительность семейной жизни. Колец тоже не было, да и потом не стали покупать, не в кольцах счастье.
ЖИЗНЬ
Когда оглядываешься назад, понимаешь: жизнь пронеслась стремительно, как кинопленка, и только кадры в памяти сменяют друг друга. Сначала - село Ефремово Тульской области, рождение первенца - Александра. Молодая жена уговаривает мужа забрать к себе его маму, оставшуюся одну на хозяйстве. Со свекровью они прожили под одной крышей 40 лет, - еще один рецепт семейного счастья. Родился Геночка, между ребятами три года разницы. Спасибо маме, дети всегда были под присмотром, не пришлось отдавать в сад. Молодые вели активный образ жизни, занимались спортом. Кипы грамот и поздравительных адресов о занятых в соревнованиях первых местах есть и у Дмитрия, и у Надежды: кросс, лыжи, атлетика, стрельба. Увлечения Дмитрия - фотография, охота, рыбалка. Надежда пела и танцевала, вела концерты в Доме Советской Армии, шила себе и подругам, организовывала самодеятельность, руководила женсоветом и родительским комитетом в школе у сыновей, всегда и везде работала - товароведом, начальником отдела в облпотребсоюзе, председателем группы народного контроля. А еще - всегда старалась хорошо выглядеть.
Школы менялись - так же, как менялись города и квартиры. После Острова Псковской области был Гайжюнай (Литва), высшие офицерские курсы командного состава «Выстрел» в Солнечногорске, затем - Псков, Череха. Коммунальные домики с удобствами на улице, командировки, которые спокойно принимали оба супруга, наконец-то - свое уютное жилье. В отставку Дмитрий Федорович ушел в чине подполковника, затем еще десять лет работал инженером по технике безопасности в строительной фирме. Появилась дача - небольшой участок в трех километрах от дома. И сегодня Надежда Петровна каждый день пешком ходит туда-обратно, чтобы покормить собаку и дать нагрузку организму, вопреки ополчающимся болезням. Переживает, что набрала вес. У мужа здоровье уже не то, он - в эпицентре внимания жены и детей.
ДЕТИ
Детей Качурины растили в строгости, сызмальства приучали ухаживать и убирать за собой, отвечать за решения и поступки. Александр пошел по стопам отца, он - подполковник ВДВ в отставке, работает в Псковском аэропорту. Александр - отец двоих детей, сына Артема и дочери, названной в честь бабушки - Надеждой, дед двоих внуков - Вячеслава и Романа. Геннадий - полковник УВД в отставке, работает в банке. Его дочь Екатерина пошла по стопам отца, уже носит капитанские погоны и растит внука Ванечку. Дети Качуриных Александр и Геннадий живут в Пскове, а их дети - кто в Питере, кто в Подмосковье, кто в Новгороде. Все с образованием, у всех - семьи, карьера, серьезные планы на будущее. Словом, мечта, отрада и гордость Качуриных-старших.
В ЗАГС поздравить родителей с очередным семейным юбилеем пришли сыновья с женами, и все оказалось очень красиво и торжественно. Безукоризненная ухоженность и женственность «молодой» и трепетная нежность объятий и поцелуев ее мужа вызывали восхищение. Мало кого в возрасте за 80 можно назвать красивой парой, но это - тот самый исключительный случай, достойный и уважения, и стремления понять и соответствовать.
Трудностей, неурядиц, бед, ревности и интриг, различных жизненных коллизий в жизни этой пары, безусловно, хватало, их было не меньше, чем в любой другой семье. Просто Надежда и Дмитрий оказались выше и мудрее всех дрязг, сильнее всех обстоятельств.
И - спасибо, что у нас есть такие примеры.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru.