Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Духовное  Ершовская волость  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровый календарь  Здоровье  Земляки  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Инициатива  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Колонка депутата  Команда 2018  Комфортная среда  Конкурс  Краснопрудская волость  Красота  Криминал  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образ жизни  Образование  Обратная связь  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Резонанс  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Сад-огород  Самоуправление  Своими руками  Связь времен  Семья  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Среда обитания  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Турнир  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Форум  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№36 (9940)  №35 (9939)  №34 (9938)  №33 (9937)  №32 (9936)  №31 (9935)  №30 (9934)  №29 (9933)  №28 (9932)  №27 (9931)  №26 (9930)  №25 (9929)  №24 (9928)  №23 (9927)  №22 (9926)  №21 (9925)  №20 (9924)  №19 (9923)  №18 (9922)  №17 (9921)  №16 (9920)  №15 (9919)  №14 (9918)  №13 (9917)  №12 (9916)  №11 (9915)  №10 (9914)  №9 (9913)  №8 (9912)  №7 (9911)  №6 (9910)  №5 (9909)  №4 (9908)  №3 (9907)  №2 (9906)  №1 (9905)  №51 (9904)  №50 (9903)  №49 (9902)  №48 (9901)  №47 (9900)  №46 (9899)  №45 (9898)  №44 (9897)  №43 (9896)  №42 (9895)  №41 (9894)  №40 (9893)  №39 (9892)  №38 (9891)  №37 (9890)  №36 (9889)  №35 (9888)  №34 (9887)  №33 (9886)  №32 (9885)  №31 (9884)  30(9883)  № 29 (9882)  № 28(9881)  № 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740) 
 
 
22 2019, воскресенье, 10:50

 

ФОРПОСТ. №6, 30/09/2010

Чем близки Пскову "Фарман", "Илья Муромец" и "Северная ласточка"?

96 лет назад, в августе-сентябре 1914-1915 годов произошли события, связанные с историей военного воздушного флота России. Они имели непосредственное отношение к Пскову.

Начнем с того, что по данным Государственного архива Псковской области, с августа по декабрь 1914 года на территории Псковщины наблюдалась большая активность авиации противника. Среди многочисленных документов часто можно встретить доклады о пролете германских аэропланов. С земли по ним велась безуспешная стрельба. Поэтому местная власть приняла меры, чтобы не один пролет вражеских аэропланов над территорией Псковской губернии не остался не замеченным. Начальник штаба 6-й армии просит Псковского губернатора барона Медема срочно уведомить, какие меры может рекомендовать его превосходительство по устройству пунктов для наблюдения за возможным появлением неприятельских летательных аппаратов, как цеппелинов, так и аэропланов в районах городов Остров и Псков. Псковский губернатор предписал исправникам в случае пролета воздушных аппаратов над территорией уезда немедленно доносить телеграфом, точно указывая направление и отсылая одновременно телеграммы соседним исправникам, с целью проследить конечный пункт спуска и выяснить национальность аппарата.

В начале XX века не ожидалось, что Псков снова станет важным стратегическим пунктом военного противостояния с Германией. Сюда в конце августа 1915 года командование Северо-Западного фронта и решило переместить эскадру воздушных кораблей – первое в мире соединение стратегической авиации. Это были самолеты «Илья Муромец», разработанные русским конструктором Игорем Сикорским, после революции эмигрировавшим в Америку. На новой Родине российский инженер стал автором многих новинок авиастроения, в том числе известных всему миру типов вертолетов. С 1914 по 1918 годы экипажи «Ильи Муромца» совершили более 400 вылетов. В Гражданскую войну они не летали.

Место дислокации самолета «Илья Муромец» было выбрано не случайно. Дело в том, что Псков давно стал местом базирования, испытаний и многочисленных перелетов. Ровно 99 лет назад в сентябре 1911 года член Всероссийского аэроклуба Александр Юстовиц фон Виллиш вместе с пилотом Пичкертом пролетели над Псковщиной, а через неделю другой член того же клуба, М. Ф. Кампо-Сципио, пилотируя «Фарман» русского производства пролетел по маршруту Варшава - Белосток - Гродно - Вильно - Двинск – Псков - Петербург. Народ при виде воздушных кораблей поначалу впадал в панику. Люди в панике разбегались, крестились и падали. Но потом псковичи привыкли, и крылатые корабли стали неотъемлемой частью воздушного пейзажа над древним городом.

Полеты знаменитого русского летчика Сергея Исаевича Уточкина тоже проходили на глазах псковичей. Через Псков пролегала первая международная трасса между Российской империей и Германией. Это случилось в 1912 году. По тому времени это был необычайно сложный в техническом отношении и небезопасный перелет. Его совершили за 23 дня, с авариями и вынужденными посадками. К восторженной встрече авиатора жители Пскова готовились 13 июля. Но торжественной встречи не получилось. Случилась очередная поломка мотора, и лишь 18 июля авиатор достиг Пскова. На следующий день при большом стечении народа Абрамович предпринял попытку вылететь из Пскова. Авария, затем еще одна, и лишь 23 июля он направляется в сторону Луги.

31 июня 1913 года авиатор Жан Нуар, совершая полет из Риги в Петербург, из-за тумана, заблудился, кончился бензин и аппарат налетел на лес. Событие это происходило в полдень около имения Березово Порховского уезда. Авиатора доставили в имение Высоцкое князя Мышецкого. Жан Нуар не пострадал. В августе 1913 года уже упоминавшийся А. Ф. фон Виллиш вновь летел через Псков, но на этот раз по маршруту Митава – Петербург. Аэроплан назывался «Северная ласточка», а сконструировал ее сам летчик Виллиш, это был первый полет на столь дальнее расстояние русского авиатора на русском аэроплане.

17 июня 1914 года в Псков впервые прилетело сразу три аэроплана. Опустились они на Завеличье, на Енисейском плацу (район нынешней улицы Народной, где мебельный магазин). Самолеты пилотировали летчики 18-го гвардейского воздухоплавательного отряда. Начальник отряда капитан Голубев, штабс-капитан Рыжков и унтер-офицер Дитлер. В тридцати верстах от Новгорода близ деревни Болотно разбился насмерть штабс-капитан Боерогло. Механик, рядовой Волуев, получил увечье. Тело капитана Боерогло отправили в Порховскую земскую больницу, одновременно туда же доставили на излечение механика.

В Пскове довелось побывать и знаменитому авиатору, впервые выполнившему «мертвую петлю» и осуществившему воздушный таран - Петру Николаевичу Нестерову. Нестеров, совершая перелет Киев - Петербург, выбрал места, подходящие для посадки, возле железнодорожных станций Быхов, Городок и Дно. Он заблаговременно отправил на эти станции бочки с бензином. В 5 часов 30 минут 24 мая 1914 года Нестеров вылетел из Киева. По дороге летчик и механик - унтер-офицер Нелидов, приземляясь около станций, получали бензин и вновь поднимались в небо. В 9 часов 35 минут того же дня Нестеров приземлился на Гатчинский аэродром недалеко от Петербурга.

Как мы теперь убедились, Псковский край стал местом, где проходило становление отечественной авиации. Но теперь вернемся в 1915 год, когда из-за изменившейся ситуации на фронте эскадрилья самолетов «Илья Муромец» совершает многосоткилометровый перелет из Латвии в Псков. У этого события были свои летописцы. Как пишет в книге К. Финне «Русские воздушные богатыри И.И. Сикорского», изданной в 1930 году в Белграде, полет 27 августа 1915 года русским авиаторам «приходилось проводить в трудных условиях, заставлявших летать через туман и дождь на предназначенный аэродром. Большинство командиров летело не пользуясь компасом. По пути на новый аэродром «муромцы» пролетели на низкой высоте над Островской волостью. Многие крестьяне, которые никогда не видели таких больших самолетов, бросились врассыпную, старались укрыться в лесах. «Эскадры воздушных кораблей» со всеми складами, мастерскими и ангарами разместились недалеко от Пскова, в пяти километрах от города, на землях сельскохозяйственной школы (нынешние Кресты, сельхозтехникум). Земля, отведенная под аэродром, была сильно заболочена. Персонал школы помог выкопать дренажные канавы, в результате чего поле было осушено».

Корабли «Илья Муромец» использовались для бомбардировки и разведки расположения войск противника. Летчики были отчаянные ребята, потому что и на их счету много подвигов. Так, экипаж Ивана Башко в июле 1915 года прямым попаданием бомб взорвал целый эшелон с боеприпасами противника. 16 мая 1916 года на псковском аэродроме «Илья Муромец» потерпел серьезную аварию. Три человека погибли. Комиссия, внимательно разобравшись в причинах аварии, пришла к выводу, что гибель пилотов случилась из-за недостаточной прочности самолета «Илья Муромец».

ВОЗДУШНЫЙ АС ИЗ ДЕРЕВНИ СОРОКА

С историей развития российской авиации на псковской земле связаны не только славные подвиги «муромцев». За давностью лет забылись имена отважных пилотов, которые родились на Псковской земле. Например, Василия Федоровича Вишнякова, уроженца деревни Сорока Опочецкого уезда. Семья Вишняковых, прадед, дед, отец, славились искусством резьбы по дереву. Василий Вышняков прославил свой род как отважный и умелый летчик.

Когда началась Первая мировая война, Василий отправился биться против германцев в составе 32-го авиационного полка как моторист. Но техническое обслуживание самолетов его не устраивало. Василий хотел летать. Ремонтируя воздушные корабли, он учился искусству пилотажа на разных типах самолетов. Командование заметило способности крестьянского парня из Опочецкого уезда и отправило его на учебу в Качинскую летную школу. Это изменило всю его судьбу. Сохранились воспоминания товарища, которому довелось видеть высший пилотаж Василия Вишнякова. Очевидец пишет, что «он летал так красиво, как на собственных крыльях». Офицеры после полетов покровительственно хлопали Василя по плечу, чтобы скрыть свое смущение перед летным талантом простого парня, и некоторые дарили целковый «на водку». Василий от денег отказывался категорически. Первую награду Вишняков получил на Юго-Западном фронте за удачную разведку вблизи Сандомирского плацдарма. На мундир молодого летчика был приколот Георгиевский крест 4-й степени. К маю 1915 года он станет кавалером четырех «Георгиев», первым российским летчиком, удостоенным такой высшей награды, и будет произведен в чин прапорщика.

Вишнякову доверят сопровождать в октябре 1915 года прибывшую на фронт императорскую чету, а через год он окажется в воздушном эскорте охраны высочайшей особы. 18 марта 1917 года журнал «Русский инвалид» сообщит о германском самолете, сбитым Вишняковым в паре с воздушным стрелком. В русский плен тогда попали два немецких офицера. Возможно, они дали весьма ценные показания, потому что за этот бой Василий Вишняков был награжден орденом святого Георгия, его лично поздравил великий князь Александр Михайлович.

Октябрьскую революцию Василий Вишняков принял не сомневаясь. Он воевал против войск Врангеля на Южном фронте. Наверняка в воздушных боях его противниками становились бывшие однополчане, вместе с которыми Василий Вишняков воевал против германцев. Когда вернулся домой в родную деревню, возглавил комитет бедноты. Был убит теми односельчанами, которые оказались недовольными радикальными реформами новой власти в деревне.

Анатолий РАССОХИН.

Оцените статью:


Комментарии

Андрей Расторгуев | 12/12/2013 07:31
Плохо изучили биографию Вишнякова, уважаемый Анатолий. В 32-й корпусной авиационный отряд он был переведен 11.04.1915 г. А войну встретил в Осовецком крепостном авиационном отряде, где служил уже летчиком с 12.11.1913 г. в чине старшего унтер-офицера. Там же, кстати, получил и первую награду - Георгиевский крест 4-й ст. (Приказ по штабу Осовецкой крепости №203 от 09.10.1914 г. - за смелые полеты в районе Осовецкой крепости). Да и вторую - ГК 3-й степени - тоже там, чуть позже...

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта